Гигантские фигуры Наски – тайны древних мастеров
На юге Перу лежит, пожалуй, самое загадочное плато на Земле - плато Наска. Некогда там были плодородные земли, но потом они превратились в пустыню. Между 300 г. до н. э. и 800 г. н. э. здесь процветала культура, представители которой построили систему подземных акведуков, существующих и поныне. Но главная загадка Наски – гигантские рисунки, которые полностью можно разглядеть только с воздуха. Это изображения животных и птиц, а также геометрические фигуры – трапеции, прямоугольники, треугольники, прямые. Их называют геоглифами (слово «геоглиф» как раз и значит «изображение на земной поверхности»).
Равнина Наска
Песчаная равнина Наска протяженностью 60 км находится в 450 км к югу от столицы Перу Лимы. Большинство рисунков расположено на почти квадратном участке, между рекой Инхенио на севере и рекой Наска на юге. Возраст этих рисунков – около 525 г. н. э. – определили с помощью радиоуглеродного метода, изучая керамические черепки, втоптанные в эти линии могут быть и старше – ведь предметы, на которых основан анализ, люди могли принести в Наску позже.
Рисунки птиц и животных могли изображать тотемных предков, но не исключено, что рисунки являются земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий – предков.
Гигантский календарь
Эти таинственные рисунки обнаружил в 1926 г. два исследователя – американец Альфред Кребер и перуанец Торбио Мехия Ксесспе. Они решили, что это остатки оросительной системы, ведь с земли можно было увидеть только многочисленные канавки. И поэтому позже в Перу приехал другой американский исследователь Поль Косок, который занимался изучением оросительных систем древности, работал в Месопотамии. Однако, когда он увидел плато с самолета, то был поражен – пред ним развернулись гигантские картины, разбросанные по равнине. Косоку пришла в голову мысль, что эти рисунки – гигантский календарь. И действительно, 21 июня 1939 г., в день зимнего солнцестояния в южном полушарии, ученый заметил, что Солнце садится точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Он решил, что линии Наски – гигантский астрономический календарь и что рисунки – это изображение созвездий, а линии ориентированы по звездам. Но чтобы обосновать такую гипотезу, нужны были долгие годы. За этот труд взялась помощница Косока, переводчица и математик Мария Райхе. В начале 1930-х гг. она эмигрировала из Германии, где к власти пришел Гитлер. И вот в далеком Перу она нашла дело своей жизни – линии Наски.
Мария Райхе
Мария Райхе поселилась в городе Ика, в этих местах, она приступила к работе. Сначала она составляла карты рисунков Наски, вооружившись простой метлой и рулеткой. Несколько лет она провела в пустыне, каждый день сметая песок и пыль с древних изображений. В 1947 г. исследовательница впервые начала изучать пустыню с вертолета. В первый раз она фотографировала гигантские рисунки, свесившись за борт на веревках. Потом для нее сконструировали специальную подвеску, и полеты стали безопаснее. Сделав нужные фотографии, Мария вновь выезжала в пустыню. С помощью ручной рулетки она обмерила 788 фигур. В 1956 г. исследовательница выполнила первую подробную карту рисунков Наски, и продолжала работу еще несколько десятилетий, до глубокой старости. Скончалась Мария в 1998 г., когда ей уже было 95 лет. Память о самоотверженной ученой сохраняются в Ике – ее дом превращен в музей, ее именем названа одна из улиц города. Но разве решена загадка рисунков?
Мария Рейхе, также как и Поль Косок, считала их гигантским календарем, изображающим созвездия и ориентированным по Солнцу. По этому календарю местные жители определяли, когда надо начинать сев, предугадывали, когда наступает засуха, когда придут дожди… Правда, современный компьютерный анализ поставил под сомнение эту концепцию – далеко не все фигуры удалось отождествить с созвездиями или поставить в соответствие с положением Солнца или Луны, но «легендарная гипотеза» всё равно имеет множество сторонников.
Всего на плато было обнаружено 12 тыс. полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых – 80-метровая обезьяна, 50-метровые колибри, попугай, паук и кондор длиной от клюва до кончика хвоста почти 120 м, ящерица длиной до 188м и наконец, 250-метровая птица. Некоторые геометрические фигуры образованы прямыми линиями более 8 км длиной. Не раз высказывались гипотезы, что это дело рук инопланетян.
Неизвестные художники
Неподалеку от загадочных рисунков были найдены захоронения древних индейцев и остатки их поселений. На керамике, обнаруженной при раскопках, археологи увидели множество изображений. Тщательно сравнив их с рисунками Наски, ученые пришли к выводу – сходство несомненно. И фигуры в пустыне – произведение землян. Но все же детали, подробности этой работы остаются во многом неясными и оставляют простор для догадок и новых гипотез.
Индейцы культуры ика тоже делали рисунки на песке, правда, гораздо меньшего размера. С помощью этих рисунков они проводили ритуалы при лечении больных или вызывали дождь.
Почему фигуры так огромны?
Для каких зрителей они были предназначены? Если не для инопланетян, то значит, для землян-воздухоплавателей? Предположения о планерах и воздушных шарах, которыми пользовались жители Наски полтора тысячелетия назад, не кажутся совершенно неправдоподобными – ведь речь не идет о самолетах, для которых необходима целая промышленность. Могли ли люди подниматься на воздушных шарах в небо, чтобы в полной мере ощутить всю грандиозность труда неизвестных художников и исполнить таким образом магические ритуалы? По крайней мере, это возможно. Но едва ли плато Наска являлось древним аэродромом, скорее всего, это просто гигантский календарь или храм под открытым небом.
Другие фигуры
Гигантские фигуры Наски отнюдь не уникальны. В 1980 г. подобные изображения были обнаружены в перуанской провинции Арекипа в тысяче километров к юго-востоку от Лимы. В 1986 г. перуанский летчик Эдуардо Гомес де ла Торре сфотографировал 87 ранее неизвестных изображений в пустыне Сан-Хосе недалеко от Наски. И в других странах находят такие рисунки – например, в пустыне Мохаве в Калифорнии. В американском штате Огайо известен рисунок «Большая змея», а в английском Эффингтоне - «Белая лошадь». Однако Наска остается самым знаменитым собранием подобных рисунков. Мария Рейхе говорила: «Совершенство пропорций этих изображений, достигающих порой размеров 200-300 м, наводит на мысль, что они, возможно, предназначались для небесных зрителей…»
В СССР первое эскимо появилось в 1937 г. тогдашнего наркома продовольствия Анастаса ...
Святогор - старший из всех богатырей. Никто не мог победить Святогора, заключена была в нём сила огромная.
Для того чтобы ЭВМ – электронно-вычислительные машины – стали компьютерами в бытовом ...
Комментарии (0)