Промыслы России. ХОХЛОМА
ХОХЛОМА
В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.
Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России.
Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.
Уже в очень далёкие времена в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли были неплодородными, урожая до весны не хватало. Близость волжского торгового пути способствовала тому, что стали изготовлять деревянную посуду для продажи.
Вначале посуда ничем не отличались от посуды из других мест. Изделия покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность и красоту деревянной посуде. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек для повседневного хозяйственного обихода.
Хохломская легенда
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.
Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.
Секрет золочения
Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали часто не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.
Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным.
Использовались эти приёмы и при украшении царских палат.
Работа над круглыми изделиями начинается в токарном цехе, где из липовых, березовых и осиновых брусков-заготовок получаются чашки, бочонки, вазы. Мебель делают в столярном цехе. В мастерских ложкарей или резчиков вырезают из дерева ложки и ковши. Некрашеную посуду — полуфабрикат — называют «белой» или «бельем».
После просушки «белье» покрывают специальным глиняно-масляным грунтом красновато-коричневого цвета. Затем изделие 7-8 часов сушат в электропечи, очищают его поверхность наждачной бумагой, шпаклюют — закрывают изъяны замазкой, однородной по составу с грунтом.
Загрунтованные изделия пропитывают варёным льняным маслом — олифой. Процесс пропитки повторяют 3-4 раза, каждый раз просушивая изделие.
Пока верхний слой олифы не высох окончательно, изделия натирают алюминиевым порошком. «Луженые» чашки уже не напоминают глиняные, они сверкают серебром и в таком виде поступают в цеха росписи.
В росписи используются жаростойкие масляные краски - красная киноварь, черная сажа, а для прописки деталей орнамента - коричневая, зеленая, желтый крон.
Но как бы виртуозно ни была исполнена роспись, ее краски не звучат еще в полную силу, пока узор или фон остаются серебристыми.
Расписные изделия два-три раза покрывают синтетическим лаком: мелкие - вручную, крупные — пульверизаторами в специальных кабинах. Затем их подвергают закалке при высокой температуре. Еще в начале ХХ века для этого использовались печи, напоминающие обыкновенную русскую печь.
В настоящее время хохломское производство оснащено электропечами. Большое значение имеет старинная профессия «уходчика печей». Печник должен быть знатоком своего дела. Чтобы получить нужный эффект от закалки, он должен точно рассчитать ее время, которое зависит и от сорта дерева, и от качества лакировки, и от габаритов изделия.
Как правило, изделия находятся в печи 3-4 часа. Процесс закалки проходит при температуре в печи 120-130 градусов. Под влиянием высокой температуры лаковая пленка желтеет, «серебро» превращается в «золото», а деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других — занимались токарством, в третьих — вырезали из дерева ложки, в четвертых — расписывали изделия.
Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики.
Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское). Так оно именуется в исторических документах XVIII - XIX веков. Не забыто это название и сейчас. Мастера объясняют его происхождение следующим образом: «Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. «Не работают они, а только кисточкой балуются»,— говорили про нас, так и прозвали село — Бездели».
Скупщик был полным хозяином на промысле, он всячески стремился урезать плату работникам. В красильнях работали с двух часов ночи до позднего вечера. Заработка же едва хватало на пропитание. И несмотря на все это, хохломское искусство жило.
Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры.В селе Новопокровском известна династия Красильниковых, помнят Якова Марусина и др.мастеров.
В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт
Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять меры. В Хохлому были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы «под старину». Так появились на промысле ковши, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты, коробки для рукоделия.
Традиционная травная роспись в это время исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки и блюда для сельского рынка.
Большинству россиян «Архыз» известен как минеральная вода «откуда-то с Кавказа». Но ...
Считается, что вулканы в России только на Камчатке. И мало кто знает, что в Бурятии есть ...
Юрий Гагарин родился в Гжатске, но семья его была не городская, а деревенская. ...
Комментарии (0)