Первый русский флот
Когда царю Петру Первому было ещё только 14 лет, он переехал на лето в подмосковное село Измайлово. Там, в одном из сараев, Пётр обнаружил лодку, оснащённую четырьмя небольшими орудиями.
Учитель математики Петра, Франц Тиммерман, был когда-то корабельным мастером. Он сказал, что об истории этого ботика ничего не знает, но сделано это судёнышко не в России, а, скорее всего, в Англии.
Услышав, что этот ботик может ходить под парусом против ветра, Пётр пожелал немедленно спустить судёнышко на воду. Но Тиммерман царя остановил, объяснив ему, что ботик в его нынешнем состоянии просто пойдёт на дно. Петру пришлось проявить терпение и подождать, пока судёнышко отремонтируют. Занялся этой проблемой один из лучших корабельных мастеров – опытнейший голландский плотник Карштен Брант.
И вот наступил радостный для молодого царя день: ботик спустили на воду Измайловского пруда. Учил подростка управлять судном Карштен Брант. Вскоре Пётр этим искусством овладел. Но его раздражало, что в пруду негде было как следует разогнаться. Царь приказал перетащить ботик на Просяной пруд. Но и тот оказался маловат. Тогда судёнышко доставили на Переяславское озеро.
Когда юный царь мчался под парусами, то представлял, что находится на борту громадного фрегата, возглавляющего могучую флотилию.
Но уже и тогда Пётр Первый понимал, что корабли – не грибы, сами не вырастут. Именно на борту ботика царь и принял решение сделать Россию могущественной морской державой и построить первый русский флот.
Он приказал возвести верфь прямо на берегу Переяславского озера. Правда, больших судов здесь было не сделать, а в строительстве малых Пётр и сам принял участие. Скоро по окрестностям разнёсся слух, что царь так ловко работает топором и долотом, что не каждый опытный мастер с ним сравнится. Подивиться на такое чудо съезжался народ из всех ближайших поселений.
Вникнув в детали строительства малых кораблей, Пётр решил взяться и за большие. Но верфь на берегу Переяславского озера для
этого не годилась. Долго думать о том, где возвести новую, не пришлось, ведь в России был тогда единственный морской порт – на Белом море – в Архангельске.
Пётр Первый знал, что заморская торговля здесь полностью зависела от иностранцев, ведь на Белом море строили лишь небольшие парусные суда и ладьи. А для дальних походов нужны были корабли, способные преодолевать большие расстояния и выдерживать натиск волн. Но Россия не имела тогда ни морского, ни военного флота.
Чтобы исправить это положение, царь и прибыл в 1693 году в Архангельск. Здесь, на острове Соломбала, он приказал заложить новую верфь. И не только приказал, но и снова взял в руки топор, работая, как простой плотник. А в 1694 году на местной верфи состоялся спуск на воду большого торгового корабля «Святой Павел».
Вскоре верфи были заложены царём и в других городах. Благодаря Петру Первому и маленькому ботику, Россия начала обрастать собственным могучим флотом.
В августе 1723 года, когда Россия по праву могла уже считаться сильной морской державой, Пётр решил сделать смотр силам Балтийского флота. Строй кораблей растянулся на пять вёрст. А принимал этот парад сам царь со своими приближёнными на том самом маленьком ботике. Вёслами гребли контр-адмиралы, здесь же расположились генерал-адмирал Апраксин, вице-адмирал Крюйс, из пушек самолично палил начальник российской артиллерии обер-цейхмейстер Отто, на носу судёнышка гордо восседал вицеадмирал Российского флота князь Меншиков.
На салюты маленького ботика могучие военные корабли отвечали приветственным огнём бортовых орудий, тем самым признавая его дедушкой русского флота.
Знаменитый ботик находится сейчас в Петербурге, в здании военно-морского музея.
Помнишь фразу из знаменитого фильма «Офицеры» - «есть такая профессия – Родину защищать»? ...
Нашим бабушкам и дедушкам сегодня по 50–60 лет, значит когда они учились во 2–3 классе, ...
Комментарии (2)
Классный рассказ!