Обычаи и праздники вайнахов
Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.
Новый год
Новый год чеченцы называли «Кер ла шо», ингуши – «Ноджой». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: резали скотину, пекли всевозможные пироги и хлебы – треугольные, круглые, квадратные (для своей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. Считалось – чем богаче стол, тем изобильнее будет год.
В новогоднюю ночь после заката солнца детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от неё в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника.
Перед Новым годом в очаге зажигали новый огонь и на нём готовили праздничное угощение. На очаг клали специально заготовленное дубовое «новогоднее бревно», такое длинное, что оно не помещалось внутри дома. Чтобы оградить себя в наступающем году от бед и болезней, и взрослые, и дети перепрыгивали через новогоднее бревно. Когда оно сгорало настолько, что можно было наконец прикрыть дверь, все шли в этот дом с поздравлениями и хозяин устраивал для гостей угощение.
Вечером накануне праздника хозяйка клала в огонь вареник, говоря: «Пусть огонь будет навеки сохранён». Три вареника клали в стенные ниши и утром проверяли: если их погрызли мыши – можно было ожидать хорошего урожая. Утром полагалось встать как можно раньше, будили даже грудных детей. Первым делом все должны были посмотреть на деньги – чтобы они водились круглый год; пересыпали из чаши в чашу зерно – чтобы хлеба было вдоволь.
Праздник Тушоли
Тушоли – богиня весны и плодородия, её почитали все вайнахи. Тушоли изображали в виде деревянного идола. Праздник в её честь устраивали весной – он совпадал с выгоном скота на летние пастбища и с прилетом удода – священной для вайнахов птицы, вестницы весны. По-чеченски удод называется «курица Тушоли», убийство удода считалось большим грехом. Жрец накануне праздника приносил в святилище идол богини и священное знамя, на древке которого было три колокольчика и изображение головы барана. Жрец объявлял собравшимся, в каком настроении находится Тушоли – весела она или хмурится, и в том случае, если она сердилась, люди шли на поля и вытаптывали часть посевов, чтобы умилостивить богиню.
Праздник выхода плуга
День весеннего равноденствия – 22 мая – отмечали как день обновления человека и природы. Особое внимание уделяли выбору пахаря – он должен был иметь легкую руку, быть среднего роста и сильно волосатым – всё это предвещало хороший рост хлебов, обильный урожай. Волам, участвовавшим в пахоте, рога и шею смазывали маслом, на рога и хвост привязывали красные ленточки, на правый рог вешали калач. Сев сопровождался магическими действиями: семена пропускали через шкуру ласки, бросали в них обереги – уголёк, металлические предметы, запахивали в борозду треугольные хлебцы с изображением креста.
Карлаг
В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть на обочинах дорог высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественный поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, испортили дорогу, загрязнили водный источник, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.
Родной очаг
Родной дом, родной очаг – святыня для вайнахов. Очаг со всем относящимся к нему – огнем, золой, сажей, цепью и котлом – пользовался в доме особым почитанием. Перед едой в огонь (особенно по праздникам) бросали, молясь о благополучии семьи, куски пищи. Вечером хозяйка прикрывала угли золой, чтобы жар сохранился до утра, приговаривая: «Дай Бог огню никогда не угасать». Кража, совершенная вблизи от очага, наказывалась намного строже, чем похищение той же вещи, лежавшей в другой части дома. Вокруг очага обводили невесту, когда она прощалась с родным домом; убийца, успевший схватиться за надочажную цепь в доме убитого им человека, был избавлен от кровной мести. Даже старую, ненужную цепь никогда не выбрасывали.
Мой Белгород, мой Белый город! Как идёт тебе этот цвет! Чистотой своей впечатляешь, И цветешь уже тысячу лет
Наша Героическая Родина во все времена привлекала особое внимание врагов, многие ...
В Оружейной палате Московского Кремля хранится великолепная реликвия прошлых веков ...
Комментарии (0)